Введение |
Введение
Руководитель Федерального агентства
по строительству и ЖКХ
Сергей КРУГЛИК
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ - ГРАЖДАНАМ РОССИИ» - СТЕРЖЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ.
Доступное и комфортное жилье для всех, без исключения, граждан России. Возможно ли такое в реальности? Вероятно, многим, а особенно старшему поколению это может показаться чудесной сказкой. В самом деле, и до сих пор живы люди, которые выросли в коммуналках, общежитиях, развалюхах, деревянных домах, а то и в бараках. По 20, 30 лет стояли они в бесконечных очередях, чтобы улучшить свои жилищные условия. Улучшали, конечно, но подавляющее большинство населения -в малогабаритных квартирах, в одноликих пятиэтажках. Но и это, по тем временам, было счастьем.
Безусловно, сегодня мы значительно продвинулись вперед. Давно уже нет ушедших в историю бараков, сносятся целыми микрорайонами обветшалые пятиэтажки, а их обитатели переезжают в красивые дома с просторными и светлыми квартирами.
Однако, говорить о том, что все замечательно и все проблемы решены - значит пойти против совести. К сожалению, и по сей день проблема носит острейший характер. Приведу лишь некоторые данные: 2/3 россиян не удовлетворены жилищными условиями. Каждая четвертая семья проживает в плохих или очень плохих жилищных условиях. В очереди на получение квартир стоят около 4,5 млн. семей. По-прежнему 15-20 лет составляет время ожидания в очереди. По отношению к 1,2 млн. семей государство имеет установленные законодательством обязательства по обеспечению жильем, но общий объем жилищного строительства, например, в 2004 году составил лишь 41,2 млн. кв. м, что в 1,5 раза меньше, чем в 1990 году.
Общая потребность населения России в жилье составляет более 1,5 млрд. кв. м, а ее удовлетворение требует увеличения жилищного фонда почти на 50%. На неудовлетворительное положение дел в жилищной сфере, необходимость пересмотра действующих механизмов развития и регулирования с целью формирования рынка доступного жилья было указано в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации в мае 2004 года.
В результате Государственная Дума к концу года приняла 25 законов, в том числе Жилищный и Градостроительный кодексы, направленных на создание условия для развития рынка доступного жилья. В результате удалось в основном сформировать законодательную базу.
На заседании Государственного Совета 1 9 апреля 2005 года Владимир Владимирович Путин назвал четыре стратегических государственных приоритета социально-экономического развития страны на ближайшие годы. Среди них: развитие системы здравоохранения, образования, решение масштабных задач в жилищной сфере, развитие села. Для координации хода реализации национальных проектов был сформирован Совет во главе с Президентом Российской Федерации, ответственность в Правительстве была возложена на первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.
Указанные приоритетные проекты и проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", стали стержнем государственной жилищной политики России. В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года жилищные проблемы прозвучали остро и с конкретными цифрами. Проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" должен за два года снизить ставки по ипотечным кредитам, а общий объем этих кредитов увеличить почти в три раза - до 260 миллиардов рублей.
Таким образом, можно смело сказать, что государство всей своей мощью повернулось к человеку. И это внушает оптимизм.
У нашего народа есть поговорка: "Гладко было на бумаге, а потом пошли овраги". К сожалению, несмотря на то, что целевая программа в большинстве своем успешно реализуется, есть и определенные сбои, которые носят как объективный, так и субъективный характер. Об этом свидетельствуют сотни и тысячи писем от россиян, приходящих в адрес Росстроя. Люди делятся своими впечатлениями, тревогами, дают предложения, как поправить положение вещей в том или ином регионе России. И это не может не радовать: ведь реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и его основного инструмента - федеральной целевой программы "Жилище" - дело не только власти, но и всего народа, а значит всех и каждого.
В брошюре-памятке "100 вопросов 100 ответов о жилье" специалисты Росстроя отвечают на вопросы россиян.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ЖИЛИЩЕ НА 2002-2010 ГОДЫ - КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ - ГРАЖДАНАМ РОССИИ"
Основной целью программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы обеспечивающее доступность жилья для граждан безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Основные задачи Программы:
- создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
- создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества обеспечивающими комфортные условия проживания;
- обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями (33 кв. м общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек по 1 8 кв. м - на каждого члена семьи при семье из 3 человек и более далее - стандарты обеспечения жилыми помещениями).
Решение этих задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных правовых организационных и финансовых мер и мероприятий по 4 основным направлениям:
- В развитие жилищного строительства;
- совершенствование жилищно-коммунального комплекса;
- развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья;
- исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и нормативное правовое обеспечение организации предоставления гражданам жилых помещений социального использования.
Первый этап реализации программы проходил с 2002 по 2005 годы, второй этап - начался в 2006 и будет завершен в 2010 году.
Прежде всего необходимо отметить, что все программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию капитальных и прочих расходов за счет средств федерального бюджета.
Среди первоочередных задач наиболее важными являются:
- Внесение в 2006 году изменений в нормативные правовые акты в целях приведения их в соответствие с Градостроительным кодексом Российской федерации, в том числе в части создания эффективной единой системы государственной экспертизы проектной документации, совершенствования системы государственного строительного надзора, усиления профессиональной ответственности проектировщиков и застройщиков;
Следующая часть документа »»