Неофициальный перевод

Обеспечить образование для всех

Автор: д-р Питер Смит, Заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования
Статья была впервые опубликована в журнале «Embassy» (Канада) 22 февраля 2006 г.  

Представьте, что Вы хотите построить дом своей мечты. Вы можете нанять самого известного в мире архитектора для создания проекта, однако, без тяжелой работы строителей - маляров, сантехников, электриков и плотников - Ваш дом так и останется лишь фантазией. Для того чтобы осуществить Вашу мечту, каждый их этих людей, привнося что-то свое, должен будет работать вместе с другими.
Образование для всех (ОДВ) не должно остаться нереализованной мечтой. Мы не можем позволить себе строить карточные домики. Конечно, это весьма амбициозный план - обеспечить доступ к образованию для каждого мужчины, женщины и ребенка во всем мире к 2015 году, - но это план, который мы сможем реализовать, если объединим политическую волю и будем эффективно использовать технологии, наработанные международным сообществом.
В 2000 году руководители и представители 5 международных организаций и более чем 160 стран встретились на Всемирном форуме по образованию в Дакаре (Сенегал) с тем, чтобы выработать план реализации самого амбициозного образовательного проекта в истории. ОДВ основано на фундаментальной идее о том, что образование является необходимой предпосылкой для продвижения прав человека, социального равенства, демократии и экономического роста в любой стране. Опорами ОДВ являются шесть целей, которые весьма существенны для достижения устойчивого развития: воспитание детей младшего возраста, всеобщее начальное образование, жизненные навыки, грамотность, образование для девочек и качественное образование.
Мы уже многое сделали для улучшения ситуации в образовании. Сейчас, более чем когда-либо, правительства осознают центральную роль, которую образование играет в развитии, и более охотно инвестируют в этот сектор. За последние 5 лет произошло резкое повышение уровня зачисления в школы в африканских странах южнее Сахары и в Южной Азии (вплоть до 20 миллионов новых учеников на каждом континенте), а 47 стран уже достигли всеобщего охвата начальным образованием.
Но работа еще не закончена. Множество внешних факторов, включая гражданские конфликты, природные катастрофы, ВИЧ/СПИД и высокую рождаемость, препятствуют прогрессу в отношении ОДВ. Мы не успели достичь первой намеченной цели ОДВ -обеспечение гендерного равенства к 2005 году, - а многие страны вряд ли смогут выполнить остальные обязательства к 2015 году. Как показывает последний Всемирный доклад по мониторингу ОДВ, более 100 миллионов детей не посещают школу. 67 стран рискуют не достичь всеобщего охвата начальным образованием к 2015 году. Более 771 миллионов взрослых (2/3 из них - женщины) не имеют даже базовых навыков письма и счета, необходимых для выживания в современном мире.
Для того чтобы процесс достижения ОДВ продвигался, международное сообщество, доноры и правительства должны объединить усилия для увеличения финансирования образования и реформирования образовательной политики, что позволит развивать систему качественного образования.
Однако и этого недостаточно. Мы столкнулись с ситуацией, когда использование одной и той же технологии не помогает нам преодолеть все препятствия. Если мы хотим добиться образования для всех к 2015 году, мы должны радикально изменить наши планы действий и придерживаться утвержденного графика. Первым шагом должно стать четкое определение роли каждого партнера ОДВ с тем, чтобы мы могли опираться на преимущества каждой организации, избегать дублирования и определять пробелы, которые необходимо заполнить.
В прошлом году Исполнительный совет ЮНЕСКО поручил Генеральному директору «ускорить консультации и диалог на высшем уровне с основными международными организациями, особенно с Всемирным банком, ЮНИСЕФ и ЮНФПА, чтобы согласовать роль, обязанности и вклад каждого участника на период 2005-2015 годов для достижения целей ОДВ». Усовершенствовав координацию на международном уровне, мы сможем более эффективно и целенаправленно действовать непосредственно в странах.
С этой целью ЮНЕСКО занимается координацией консультативного процесса, направленного на разработку Всеобщего плана действий по достижению целей ОДВ. Этот План направлен на гармонизацию и координацию подходов международных организаций в отношении ОДВ. В качестве связующих элементов для данного проекта служат пять основных тем:

§ Привлечение дополнительных финансовых ресурсов

§ Обеспечение эффективного использования средств, выделенных на ОДВ

§ Развитие потенциала на национальном уровне

§ Пропаганда идеи о ведущей роли образования для устойчивого развития

§ Укрепление взаимной координации через мониторинг и обеспечение прозрачности.
В основном действия по осуществлению ОДВ будут реализовываться на национальном уровне. Поскольку ОДВ является всесторонней программой, каждая страна должна разработать свой собственный поэтапный план в соответствии со своими нуждами и с учетом методов, подходов, временных и денежных затрат и доступных ресурсов. Для разработки этих планов и соответствующей образовательной политики каждому государству требуется постоянная, конкретная и высококвалифицированная помощь со стороны международного сообщества.
С момента своего создания, сразу по окончании Второй Мировой войны, ЮНЕСКО была тверда в своей приверженности образованию и пропагандировала эффективные национальные образовательные стратегии и планы. В ситуации, когда финансовые, экономические и социальные аспекты устойчивого развития и образовательных стратегий все больше переплетаются, ЮНЕСКО должна оставаться интеллектуальным лидером, честным посредником и ресурсным центром, аккумулирующим идеи, подталкивающим как страны, так и международное сообщество в правильном направлении.
Мы находимся на том этапе, когда наши сегодняшние действия могут изменить мир на века. Создавая устойчивое будущее, страны не могут забывать о том, что основополагающим элементом изменений является обучение. Фрэнк Ллойд Райт однажды сказал: «Достойная жизнь требует достойного построения для достойного использования достойным человеком». С Образованием для всех мы можем создать наиболее впечатляющую и достойную систему, которую когда-либо видело человечество. И мы не имеем права упускать такую возможность.

Д-р Питер Смит занимает должность Заместителя Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования. Он является также основателем и президентом California State University-Monterey Bay и бывшим конгрессменом США.