Социально-экономическое и финансово-экономическое обоснование федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы


     Социально-экономическое и финансовое обоснование реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее также - ФЦП «Жилище») основано на анализе потребностей и спроса населения на жилье.
          По данным опросов населения, 61% домохозяйств не удовлетворены своими жилищными условиями. При этом 34,7% домохозяйств готовы улучшать жилищные условия самостоятельно (приобрести и построить жилье - 28,5%, получить жилье по наследству, арендовать, обменять жилье и др. - 6,2%), 26,3% нуждаются в  помощи государства в той или иной форме.
     При этом сегодня лишь порядка 9-12% населения в состоянии решить свою жилищную проблему путем приобретения желаемого жилья за счет собственных или заемных средств. Однако даже существующий ограниченный спрос на жилье превышает предложение жилья застройщиками. Имеющаяся структура предложения жилья не соответствует структуре спроса населения.
     Обоснование необходимости финансирования за счет средств федерального бюджета (при необходимости - на условиях совместного финансирования за счет федерального, региональных и местных бюджетов) реализации намеченных мер исходит из необходимости сбалансированного стимулирования развития спроса и предложения жилья.
     Финансовое обоснование реализации мер по основным мероприятиям ФЦП «Жилище» и подпрограмм в ее составе на 2006-2010 гг. основано на макроэкономических прогнозах Правительства Российской Федерации (см. таблицу 1).

     Таблица 1. Прогноз макроэкономических показателей на 2005-2010 гг.

ПОКАЗАТЕЛИ

2004 (факт)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Индекс потребительских цен, в среднем за год, % к предыдущему  периоду

108,2

112,7

109,3

107,4

106,0

105,0

104,5

Реальные располагаемые доходы населения, % к предыдущему периоду

111,7

109,4

108,9

108,7

108,3

107,2

107,2

Источник: прогнозы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
     Основной целью ФЦП «Жилище» является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
     Основные задачи ФЦП «Жилище»:
     создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья, обеспеченного необходимой коммунальной инфраструктурой, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;
     создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
     обеспечение условий доступа населения к потреблению жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и существующим стандартам обеспечения жилыми помещениями в рамках реализации федеральных целевых программ (33 кв. м общей площади жилого помещения для одиноких граждан, 42 кв. м на семью из двух человек, по 18 кв. м на каждого члена семьи при семье из трех человек и более, далее - стандарты обеспечения жилыми помещениями).
     Решение данных задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативно-правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий, предусмотренных Программой в рамках второго этапа реализации, по четырем основным направлениям:
     1. Развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья
     2. Развитие жилищного строительства
     3. Совершенствование жилищно-коммунального комплекса
     4. Организация предоставления гражданам жилых помещений социального использования и исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
     В рамках направления по развитию ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья предусмотрены меры по:
     государственной поддержке системы рефинансирования ипотечных кредитов;
     повышение доступности жилья для молодых семей.
     Меры по государственной поддержке системы рефинансирования ипотечных кредитов в рамках реализации мероприятий ФЦП «Жилище» будут осуществляться в соответствии с Концепцией развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России, одобренной Правительством Российской Федерации 30 июня 2005 года.
     Реализация данной Концепции потребует в целом за период 2006-2010 гг. предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее - АИЖК) в размере 138 млрд. руб. (в рамках Программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации на соответствующий год), а также увеличение за счет средств федерального бюджета уставного капитала АИЖК на 22,2 млрд. руб.
     При этом в 2006-2007 годах предусмотрено:

· предоставление государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям АИЖК в размере 30 млрд. руб.;

· увеличение за счет средств федерального бюджета уставного капитала АИЖК на 8,2 млрд. руб.
     В таблице 2(1) приведены прогноз и финансовое обоснование государственной поддержки системы рефинансирования ипотечных кредитов до 2010 г., отраженные в Концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России.
_________________________
(1) Источник: Концепция развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России, подготовленная Минэкономразвития России и одобренная Правительством Российской Федерации. Таблица дополнена данными за 2004 и 2005 гг.


     Государственная поддержка АИЖК уже в 2006-2007 гг. позволит, с одной стороны, существенно расширить возможности рефинансирования ипотечных кредитов, особенно в регионах с медленно развивающимся ипотечным кредитованием, с другой - не допустить монополизации данного рынка со стороны АИЖК.
     Реализация данной меры в сочетании с проведением других нормативно-правовых и организационных мероприятий ФЦП «Жилище» по обеспечению развития инфраструктуры системы ипотечного жилищного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг, не требующих государственных мер финансового характера, обеспечит кардинальное изменение доступности для населения ипотечных кредитов. За период 2006-2007 гг. 446 тыс. семей воспользуются ипотечными кредитами для улучшения жилищных условий, а за весь период 2006-2010 гг. - более 1,4 млн. семей.
     Уже в 2007 г. объем выданных кредитов составит 151 млрд. руб., что в 7,6 раза больше по сравнению с 2004 г., а в 2010 г. - 415 млрд. руб., то есть в 2,7 раза больше по сравнению с 2007 г. При этом предоставление порядка 30% ипотечных кредитов будет обеспечено за счет системы рефинансирования.
     Реализация мер, направленных на повышение доступности жилья для молодых семей (подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»), предполагает сочетание следующих источников финансирования:

· средства федерального бюджета;

· средства региональных и местных бюджетов;

· средства кредитных организаций, используемые для кредитования молодых семей - участников подпрограммы на цели приобретения жилья или строительства индивидуального жилья;

· средства молодых семей - участников подпрограммы, используемые для частичной оплаты стоимости приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

     Таблица 2. Прогноз основных показателей развития рынка ипотечного жилищного кредитования на период до 2010 г. (в текущих ценах)


 

ПОКАЗАТЕЛИ

Ед. изм.

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

1.Первичный рынок ипотечных кредитов

1.1.

Объем выдаваемых ипотечных кредитов (займов), всего

млрд руб.

20

60

108

151

212

296

415

1.2.

Ожидаемая дюрация стандартного кредита

лет

6

7

8

9

10

10

10

1.3.

Объем выдаваемых ипотечных кредитов / ВВП

%

0,2%

0,6%

1,2%

2,1%

3,0%

4,6%

6,6%

1.4.

Объем задолженности по ипотечным кредитам на конец года

млрд руб.

30

90

198,0

349,0

561,0

877,0

1272,0

1.5.

Проценты по кредиту для заемщика

%

15

14

12

11

10

9

8

2. Вторичный рынок. Выкуп закладных

2.1.

Выкуп закладных, всего

млрд руб.

21,1

37,5

34,0

52,5

74,2

94,7

112,0

2.2.

Выкуп закладных АИЖК

млрд руб.

4,0

7,5

21,6

22,7

21,2

14,8

0

2.3.

Выкуп закладных АИЖК / Объем выдаваемых кредитов

%

19%

20%

20%

15%

10%

5%

0

3. Финансовый рынок и рынок ипотечных ценных бумаг

3.1

Дюрация рынка капитала

лет

3

4

5

6

7

8

9

3.2

Дюрация рынка капитала / Ожидаемая дюрация стандартного кредит

%

50%

57%

63%

67%

70%

80%

90%

3.3.

Выпуск ипотечных ценных бумаг (ИЦБ), всего

млрд руб.

0

4,4*

22

60

106

148

208

3.4.

Выпуск АИЖК ипотечных ценных бумаг (ИЦБ)

млрд руб.

0

1,5*

11,0

15,0

10,6

7,4

0

3.5.

Выпуск облигаций АИЖК, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации

млрд руб.

3,8

5,6

14,0

16,0

28,0

36,0

44,0

 

Выпуск АИЖК ипотечных ценных бумаг (ИЦБ) / Выпуск ипотечных ценных бумаг (ИЦБ)

%

--


34%


50%

25%

10%

5%

0

4. Государственная поддержка

4.1.

Государственные гарантии Российской Федерации по годам

млрд руб.

3,1

4,7

14,0

16,0

28,0

36,0

44,0

4.2.

Государственные гарантии Российской Федерации, накопленным итогом

млрд руб.

20,2

23,3

28,0

44,0

72,0

108,0

152,0

4.3.

Необходимый размер ежегодного увеличения уставного капитала

млрд руб.

--

0,7

3,7

4,5

6,0

8,0

0


* При условии своевременного создания нормативной базы.

     В очереди на улучшение жилищных условий на начало 2005 г. находится 250 тыс. молодых семей. За период 2006-2007 гг. планируется решить жилищную проблему для 27,8% этих граждан, а к 2010 г. обеспечить жильем 181,7 тыс. молодых семей.
     Предполагается предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в размере не менее:
     35% средней стоимости жилья     (2) (10% ? за счет средств федерального бюджета, не менее 25% ? за счет средств региональных или местных бюджетов) - для молодых семей, не имеющих детей;
_________________________
(2) Порядок определения средней стоимости жилья содержится в разделе 5 подпрограммы
«Обеспечение жильем молодых семей».

     40% от средней стоимости жилья (10% за счет средств федерального бюджета, не менее 30% ? за счет средств региональных или местных бюджетов) - для молодых семей, имеющих одного и более ребенка.
     Кроме того, субъекты Российской Федерации, участвующие в реализации подпрограммы, дополнительно предоставляют молодой семье - участнику подпрограммы субсидию в размере не менее 5% от средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части ипотечного жилищного кредита (займа) или компенсации затраченных собственных средств молодой семьи на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
     Финансовое обоснование данной меры (см. таблицу 3) исходит из следующих предпосылок:

· показатель средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на 2006 год  принят на уровне 14 000 рублей за 1 квадратный метр (на 4 квартал 2005 года установлен приказом Минрегиона России от 12.09.2005г. № 92 в размере 11650 рублей за 1 квадратный метр);

· средний размер квартиры, принятый при расчетах - 54 кв. метров.
     
     Таблица 3. Финансовое обоснование мер по повышению доступности жилья для молодых семей в 2006-2010 гг.
     

ПОКАЗАТЕЛИ

Ед. изм.

2006

2007

2008

2009

2010

ВСЕГО

1

2

3

4

5

6

7

8

Стоимость кв. м жилья для целей субсидирования молодых семей

тыс. руб.

14

16

17

18

18,5

-

Средняя площадь стандартного жилья

кв. м

54

54

54

54

54

-

Средняя стоимость стандартного жилья

тыс. руб.

756

864

918

972

999

-

Объем субсидий молодым семьям за счет бюджетных средств, в том числе:

млрд. руб.

8,4

14,4

14,4

14,4

14,4

66,0

·     за счет федерального бюджета (10%)

млрд. руб.

2,1

3,6

3,6

3,6

3,6

16,5

·     за счет региональных и местных бюджетов (25% + 5%)

млрд. руб.

6,3

10,8

10,8

10,8

10,8

49,5

Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия

тыс.

27,8

41,7

39,2

37,0

36,0

181,7


     Реализация данной меры позволит за 2006-2007 гг. обеспечить улучшение жилищных условий 57,3 тыс. молодых семей, или 27,8% молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий на начало 2005 г., а всего за 2006-2010 гг. будет обеспечено жильем 181,7 тыс. молодых семей (72,7% нуждающихся по состоянию на начало 2005 г.).
     Реализация мер, направленных на увеличение объемов жилищного строительства (подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»), предусматривает следующие меры государственной поддержки:

· предоставление государственных гарантий Российской Федерации  и средств федерального бюджета;

· предоставление государственных гарантий субъектов Российской Федерации и муниципальных гарантий и средств региональных и местных бюджетов;

· привлечение средств кредитных организаций, используемые для кредитования обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
     В качестве основы для финансового обоснования необходимых бюджетных затрат на подготовку земельных участков в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» ФЦП «Жилище» использованы целевые показатели увеличения объемов жилищного строительства на период 2006-2010 гг., необходимые для удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье.
     Основным «узким местом» на пути увеличения объемов жилищного строительства является отсутствие земельных участков, обеспеченных необходимой коммунальной инфраструктурой.
     Данные исследований показывают, что уже в 2006 г. недостаточные возможности регионов, муниципалитетов, застройщиков и коммунальных предприятий по развитию сетей и мощностей коммунальной инфраструктуры могут привести к существенному снижению темпов прироста объемов ввода жилья.
     С целью устойчивого сохранения в 2006-2010 гг. темпов увеличения объемов жилищного строительства на уровне 11-13%, которые являются минимально необходимыми для удовлетворения платежеспособного спроса населения, необходимо обеспечить государственную поддержку этого процесса. В таблице 4 приведены результаты расчета обеспечения необходимы объемов дополнительного ввода жилья за счет мер государственной поддержки с целью компенсации разрыва между прогнозируемыми сегодня объемами ввода жилья в условиях наличия ограничений по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой и целевыми показателями. При этом предполагается, что начиная с 2008 года, данный разрыв будет также компенсироваться в результате реализации иных мер ФЦП «Жилище», не требующих финансовой государственной поддержки.
     
Таблица 4. Показатели увеличения объемов жилищного строительства в 2004-2010 гг.
      

ПОКАЗАТЕЛИ

Единицы
измерения

2004
(факт)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Объем ввода жилья (целевые показатели)

млн. кв. м

41,2

46,5

50,8

56,3

63,1

70,6

80,0

Удельная стоимость строительства (прогноз)

руб./ кв. м

10549

12020

13800

16000

19000

22500

25700

Общая стоимость строительства жилья

млрд. руб.

7005

559

701

901

1199

1589

2056

Годовой темп прироста ввода жилья (прогноз)

% к предыдущему году


13

12

9

11

12

12

13

Возможный ввод жилья без дополнительных мер по развитию коммунальной инфраструктуры (оценка)

млн. кв. м

  

46,5

48,5

49,3

51,2

55,8

Годовые темпы прироста ввода жилья без дополнительных мер по развитию коммунальной инфраструктуры (оценка)

% к предыдущему году

  

2

4

1

4

9

Необходимые объемы дополнительного ввода жилья за счет мер государственной поддержки в рамках подпрограммы

млн кв. м

  

4,3

7,8

11,8

16,4

21,3

     Задача увеличения объемов жилищного строительства, на решение которой направлена подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства», будет реализовываться через предоставление государственных гарантий  Российской Федерации (в рамках Программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации) и субсидирования за счет средств федерального бюджета процентов по заимствованиям на развитие коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства. Планируется, что данная форма федеральной бюджетной поддержки будет предоставляться на условиях финансирования подпрограммы со стороны региональных или местных бюджетов на таких же условиях и в таких же объемах.
     Необходимым требованием подпрограммы  является использование государственных гарантий как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации (муниципалитетов) только для частичного обеспечения  каждого из кредитов на финансирование инвестиционного проекта. По требованию банков - кредиторов заемщиком может быть предоставлено дополнительное обеспечение на часть кредита, не обеспеченную государственными гарантиями,  или риски по возврату этой части кредита может принимать на себя  банк - кредитор.
     Подпрограммой предусмотрено также частичное субсидирование процентных ставок по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктуры за счет средств федерального, региональных (местных бюджетов).
     Подпрограммой определено, что субсидирование процентных ставок по кредитам и предоставление гарантий будет дифференцированно по годам реализации подпрограммы с целью постепенного сокращения доли государственной (муниципальной) поддержки заимствований на проекты обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
     Так по кредитам, выданным в 2006 году, государственные и муниципальные гарантии будут предоставляться в размере не более 80% от величины кредита, а процентная ставка также будет субсидироваться не более чем на 80%. По кредитам, выданным в 2007 году, соответствующая поддержка будет предоставляться в размере не более 65% от величины кредита и процентной ставки. В 2008 -2010 годах доля поддержки составит не более 50%.
     Обоснование расходов на субсидирование процентов по кредитам основано на следующем прогнозе рыночной процентной ставки по данным видам кредитов:
     в 2006 году - 14%,
     в 2007 году - 12%,
     в 2008 году - 11%,
     в 2009 году - 10%,
     в 2010 году - 9%.
     Расчет финансовых затрат федерального бюджета, региональных (местных) бюджетов и необходимых объемов государственных гарантий Российской Федерации, гарантий субъектов Российской Федерации (муниципальных гарантий) для создания условий дополнительного ввода жилья через обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства приведено в таблице 5.
     - 4,3 млн. кв. м


Таблица 5. Финансово-экономического обоснования подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»*

ПОКАЗАТЕЛИ

Ед. изм.

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Необходимые объемы дополнительного ввода жилья за счет мер государственной поддержки в рамках подпрограммы

млн. кв. м
(% от ввода)

  

4,3
(8,5)

7,8
(13,9)

11,8
(18,7)

16,4
(23,2)

21,3
(26,6)

Необходимые объемы кредитов на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства для обеспечения дополнительного ввода жилья (включая кредитные средства на обеспечение ввода жилья в 2006-2010 годах и после 2010 года)


млрд. руб.

  

30,4

53,8

76,4

80,0

80,0

Требуемые размеры субсидирования процентных ставок по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства:
§     Средства федерального бюджета
§     Средства региональных и местных бюджетов

млрд. руб.

  






1,7

1,7






3,8

3,8






5,9

5,9






7,9

7,9






9,7

9,7

Требуемый объем государственных (муниципальных) гарантий (в скобках - накопленным итогом):
§     Государственные гарантии Российской Федерации
§     Государственные гарантии субъектов Российской Федерации и муниципальные гарантии

млрд. руб.

  

25,0
(25,0)


12,5 (12,5)
12,5 (12,5)

35,0
(60,0)


17,5 (30,0)
17,5 (30,0)

37,2
(97,2)


18,6 (48,6)
18,6 (48,6)

39,2
(136,4)


19,5 (68,1)
19,5 (68,1)

40,8
(177,0)


20,4
(88,5)
20,4
(88,5)

* Государственные гарантии Российской Федерации определяются в рамках Программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации на соответствующий год.

     Общий объем финансирования подпрограммы в 2006-2010 гг. составляет 376,9 млрд. руб., из них: средства федерального бюджета 27,3 млрд. рублей (Таблица 6), средства региональных и местных бюджетов 29 млрд. руб. и средства частных кредиторов - 320,6 млрд. руб.

Таблица 6. Средства федерального бюджета, направляемые на реализацию подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»

Год

Средства, направляемые на субсидирование процентов по заимствованиям, млрд. рублей

2006

0,0*

2007

3,8

2008

5,9

2009

7,9

2010

9,7

Итого за 2006-2010 гг.

27,3

     * Расходы федерального бюджета в 2006 году на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в размере 1,7 млрд руб. учтены в федеральном бюджете 2006 года вне рамок настоящей Программы.
     
     Для реализации подпрограммы  в 2006 - 2010 годах предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерации в объеме 88,5 млрд. руб., в том числе:
     в 2006 году - 12,5 млрд рублей,
     в 2007 году - 17,5 млрд рублей,
     в 2008 году - 18,6 млрд рублей,
     в 2009 году - 19,5 млрд рублей,
     в 2010 году - 20,4 млрд рублей.
     Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются в рамках Программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации на соответствующий год.
     В рамках разработки мер по совершенствованию жилищно-коммунального комплекса учитывалось реальное состояние объектов коммунальной инфраструктуры, эффективность расходования бюджетных средств на  модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также объемы частных инвестиций в проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
     Уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 60%. В целом по России по состоянию на 01.01.2005 г., физический износ котельных составлял 54,5%, коммунальных сетей водопровода - 65,3%, канализации - 62,5% , тепловых - 62,8% и электрических 58,1%, водопроводных насосных станций - 65,08%, канализационных насосных станций - 57,1%, очистных сооружений водопровода  - 53,86%, канализации - 56,2%, трансформаторных подстанций - 56,96%.
     По оценкам Рабочей группы Президиума Госсовета, общая потребность в средствах на полное восстановление и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня 1,456 трлн. руб. Такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет бюджетных вложений и требует создания условий для привлечения частных инвестиций. Поэтому основная система мер в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», направлена именно на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора.
     В рамках подпрограммы будут реализованы меры по оказанию государственной поддержки осуществления проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе на принципах государственно-частного партнерства. Также будут реализовываться мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа (более 70%).
     Общий объем финансирования подпрограммы в 2006-2010 годах предполагается составляет 96,5 млрд.рублей, в том числе с привлечением средств:
федерального бюджета - 27,5 млрд. рублей,
региональных и местных бюджетов - 21,2 млрд. рублей,
частных инвесторов - 47,8 млрд. рублей.
     Объем средств, предоставляемых федеральным бюджетом для реализации всех проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации, будет определяться с учетом следующих условий по финансированию проектов за счет средств регионального (местных) бюджетов и частных инвесторов, установленных по годам реализации подпрограммы:
     в 2006 год доля средств федерального бюджета будет составлять до 42%, региональных (местных) бюджетов - не менее 33%, средства частных инвесторов - не менее 25%;
     в 2007 году - доля средств федерального бюджета будет составлять до 37%, региональных (местных) бюджетов - не менее 28%, средства частных инвесторов - не менее 35%;
     в 2008 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 31%, региональных (местных) бюджетов - не менее 24%, средства частных инвесторов - не менее 45%;
     в 2009 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 25%, региональных (местных) бюджетов - не менее 20%, средства частных инвесторов - не менее 55%;
     в 2010 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 20%, региональных (местных) бюджетов - не менее 15%, средства частных инвесторов - не менее 65%.
     Суммарный объем финансирования за счет средств федерального бюджета проектов одного субъекта Российской Федерации не может составлять более 20% общего объема финансирования проектов по данной подпрограмме, запланированного на соответствующий год.
     Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить в 2010 году:

Ш снижение уровня общего износа основных фондов коммунального сектора с 60% в 2004 году до 50%;

Ш рост доли частных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры с 12% в 2004 году до 50%;

Ш повышение качества и надежности коммунальных услуг;

Ш улучшение экологической ситуации в регионах и муниципальных образованиях;

Ш создание устойчивой институциональной основы для участия частного сектора в финансировании инвестиционных проектов и участию в управлении объектами коммунальной инфраструктуры.
     Численность граждан отдельных категорий, перед которыми имеются государственные обязательства по обеспечению жильем в соответствии с федеральными законами, составляет более 708 тыс. человек (Таблица 7).
     Таблица 7. Численность категорий граждан, перед которыми имеются государственные обязательства по обеспечению жильем

Категории граждан

Количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий

1. Военнослужащие, увольняемые в запас (отставку) и приравненные к ним лица

327 423

2. Граждане, уволенные с военной службы (службы) и приравненные к ним лица

84 686

3. Граждане, подлежащие отселению с комплекса «Байконур»

8 106

4. Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф

25 481

5. Вынужденные переселенцы

44 200

6. Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера

218 397


     Принимая во внимание решение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2002 г. № КАС 02-360 в число участников подпрограммы включены не только граждане, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания, но и граждане, имеющие жилые помещения, площадь которых в расчете на одного члена семьи, ниже учетной нормы площади жилого помещения.
     Финансирование государственных обязательств в рамках различных подпрограмм ФЦП «Жилище» в 2002-2004 гг. составило 3,9% суммы, необходимой для полного выполнения обязательств. Ежегодно обеспечивалось жильем лишь около 1,3% численности указанных категорий.
     Для резкого ускорения исполнения государственных обязательств органов по обеспечению жильем указанных категорий граждан предлагается объединить финансовые ресурсы федерального бюджета в рамках одной подпрограммы - «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в составе ФЦП «Жилище» и существенно увеличить финансирование данной подпрограммы.
     При этом предусматривается единый механизм реализации этих государственных обязательств через предоставление гражданам субсидий на приобретение жилья в форме государственных жилищных сертификатов непосредственно на федеральном уровне. Данный механизм получил подтверждение как самый эффективный способ выполнения государственных обязательств в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» в составе ФЦП «Жилище» в период 2002-2005 гг.
     Общий объем средств федерального бюджета на предоставление субсидий гражданам-участникам подпрограммы в 2006-2010 годах составит 133 079 млн. рублей.
     В рамках подпрограммы будет обеспечено жильем за счет средств федерального бюджета 132 265 семей граждан - участников подпрограммы, в том числе по группам:
     

1. Военнослужащие, увольняемые в запас (отставку) и приравненные к ним лица

75 705

2. Граждане, уволенные с военной службы (службы) и приравненные к ним лица

32 440

3. Граждане, подлежащие отселению с комплекса «Байконур»

105

4. Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф

10 475

5. Вынужденные переселенцы

5 175

6. Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера

8 365

     
     Таким образом, подпрограмма позволит до конца 2010 года обеспечить жильем 18,6% семей граждан указанных категорий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
     При расчете финансового обеспечения подпрограммы  (см. таблицы 8, 9 и 10) были приняты следующие экономические параметры:
     - показатель усредненной стоимости 1  кв. метра общей площади жилья на 2006 год - 14000 рублей за 1 квадратный метр (на 4 квартал 2005 года установлен приказом Минрегиона России от 12.09.2005г. № 92 в размере 11650 рублей за 1 квадратный метр);
     - показатель усредненной стоимости 1  кв. метра общей площади жилья на 2007 год - 16000 рублей за 1 квадратный метр;
     - расчетная норма общей площади жилого помещения на одного получателя сертификата - 60 квадратных метров на семью (из расчета среднего размера семьи - 3,3 человека).
     - коэффициент пересчета цен соответствующих лет (индекс-дефлятор):
     2008 год - 1,06 по отношению к 2007 году,
     2009 год - 1,05 по отношению к 2008 году,
     2010 год - 1,045 по отношению к 2009 году.
     За базовое финансирование в 2006 году принято финансовое обеспечение, указанное в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год».
     При условии реализации всего комплекса мер, предусмотренного ФЦП «Жилище», и сбалансированного по мерам поддержки спроса и предложения на рынке жилья можно прогнозировать в целом положительную динамику реальных цен на жилье (за вычетом инфляции): их сглаженные ежегодные темпы прироста (по отношению к предыдущему году) будут снижаться с 8,2% в 2006 г. до 5,8% в 2010 г. (для сравнения: в 2004 г. рост реальных цен составил 14%).
     Доля населения, имеющего ежемесячные душевые доходы выше минимального уровня, необходимого для приобретения жилья, соответствующего средним социальным стандартам, за счет собственных и заемных средств, увеличится с 9% в 2004 г. до 30% в 2010 г.

Таблица 8. Прогнозный план обеспечения жильем отдельных групп граждан  в 2006-2010 годах

     

Группы граждан-участников подпрограммы

Всего семей граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Кол-во семей граждан, которые улучшат жилищные условия

% обеспеченности жильем

Кол-во семей граждан, которые не смогут улучшить жилишные условия

Военнослужащие, увольняемые в запас (отставку) и приравненные к ним лица

327 423

75 705

23,1%

251 718

Граждане, уволенные с военной службы (службы ) и приравненные к ним лица

84 686

32 440

38,3%

52 246

Граждане, подлежащие отселению с комплекса «Байконур»

8 100

105

1,3%

7 995

Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф

25 481

10 475

41,1%

15 006

Вынужденные переселенцы

44 200

5 175

11,7%

39 025

Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера

218 397

8 365

3,8%

210 032

ИТОГО

708 287

132 265

18,7%

576 022


Таблица 9. Объем финансирования подпрограммы в 2006 - 2010 годах

 
     

млн. рублей

Группы граждан-участников подпрограммы

Всего
2006-2010 годы

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Военнослужащие, увольняемые в запас (отставку) и приравненные к ним лица

76 274

10 899

12 414

13 120

16 936

22 905

Граждане, уволенные с военной службы (службы) и приравненные к ним лица

32 688

4 671

5 320

5 623

7 259

9 816

Граждане, подлежащие отселению с комплекса «Байконур»

105

17

20

21

22

25

Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф

10 337

790

3 848

3 899

899

899

Вынужденные переселенцы

5 208

250

1 006

1 117

1 380

1 455

Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера

8 467

1 167

1 253

1 328

2 250

2 469

ИТОГО

133 079

17 794

23 861

25 108

28 746

37 569



Таблица 10. Прогнозный объем выпуска государственных жилищных сертификатов в 2006-2010 годах

      

(штук)

Группы граждан-участников подпрограммы

Всего
2006-2010 годы

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Военнослужащие, увольняемые в запас (отставку) и приравненные к ним лица

75 705

12 980

12 930

13 015

16 030

20 750

Граждане, уволенные с военной службы (службы) и приравненные к ним лица

32 440

5 560

5 540

5 580

6 870

8 890

Граждане, подлежащие отселению с комплекса «Байконур»

105

20

20

21

21

23

Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф

10 475

940

4 000

3 870

850

815

Вынужденные переселенцы

5 175

300

1 050

1 200

1 305

1 320

Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера

8 365

1 380

1 300

1 320

2 130

2 235

ИТОГО

132 265

21 180

24 840

25 006

27 206

34 033