Поиск по сайту:
+ Атрибутный поиск
 

Актуальная тема


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ  КОПИРОВАТЬ В MS WORDТекст • Текст (полностью)  • Информация •




Проект


Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от __ ________ 2005 г. № ____









ПОДПРОГРАММА
«МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»,
ВХОДЯЩАЯ В СОСТАВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«ЖИЛИЩЕ» НА 2002?2010 ГОДЫ

























Москва 2005
Паспорт подпрограммы
«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы


Наименование подпрограммы

Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», входящая в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы

Дата принятия решения о разработ-ке подпрограммы, дата ее утверждения

Постановление Правительства Российской Федерации от  17 ноября 2001 г. № 797
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 г. № 1183-р

Государственный заказчик

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой)

Основные разработчики подпрограммы

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, фонд «Институт экономики города»

Цели и задачи подпрограммы

Целью подпрограммы является повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшение экологической ситуации в регионах, создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения частных инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Задачи подпрограммы:
модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
повышение эффективности управления коммунальной инфраструктурой;
привлечение частных инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

Снижение общего износа основных фондов коммунального сектора до уровня:
2007 г. - 55%,
2010 г. - 50%.
Доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры:
2007 г. - 20%,
2010 г. - 50%.
Доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, от общего количества организаций коммунального комплекса:
2007 г. - 15%,
2010 г. - 30%

Сроки и этапы реализации подпрограммы

Срок реализации подпрограммы ? 2006-2010 годы, в том числе:
1-я стадия: 2006-2007 годы ? финансирование за счет средств федерального, регионального и местных бюджета  инвестиционных проектов модернизации  объектов коммунальной инфраструктуры с привлечением средств частных инвесторов;
2-я стадия: 2008-2010 годы ? увеличение доли  частных инвестиций в инвестиционных проектах модернизации объектов коммунальной инфраструктуры,  финансируемых за счет средств федерального бюджета

Объемы и источники финансирования

Общая стоимость инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2006-2010 годах - 96,452 млрд рублей, в том числе средства:
федерального бюджета - 27,445 млрд рублей,
региональных и местных бюджетов - 21,219 млрд рублей,
средства частных инвесторов - 47,788 млрд рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности

     Сокращение износа объектов коммунальной инфраструктуры.
     Повышение качества предоставляемых потребителям коммунальных услуг.
     Улучшение экологической ситуации.
     Создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в проекты по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры

Введение

     Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», входящая в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002?2010 годы (далее именуется - подпрограмма), предусматривает повышение качества коммунальных услуг для населения, а также создание условий, необходимых для привлечения частного бизнеса в управление и частных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры.
     Подпрограмма предусматривает как решение задачи снижения сверхнормативного износа основных фондов объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию этих объектов за счет внедрения энергосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования коммунальных предприятий, максимальное использование всех доступных ресурсов, включая частные инвестиционные и заемные средства, решение задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
     Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» является развитием и модификацией утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. № 797 подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище»  на 2002-2010 годы.
     
     1. Основные итоги выполнения подпрограмм «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» и обоснование необходимости их модификации


     Основные цели подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль.
     За 2002-2004 годы были достигнуты определенные позитивные результаты в выполнении подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации»:
     удалось преодолеть снижение степени надежности работы жилищно-коммунального комплекса в период после финансового кризиса 1998 года;
     стабилизировалось финансовое положение организаций коммунального комплекса;
     создана значительная законодательная нормативная база для проведения реальных рыночных преобразований в жилищном и коммунальном секторах экономики;
     в ряде регионов проведена большая работа по переходу к системе персонифицированных социальных счетов граждан;
     в коммунальном секторе появились крупные частные компании, готовые взять на себя ответственность за предоставление качественных коммунальных услуг потребителям.
     В рамках выполнения подпрограммы удалось:
     построить и провести реконструкцию 8975 км сетей водоснабжения и канализации;
     ввести котельные отопительные общей мощностью 22 220 Гкал/ч;
     построить и сдать в эксплуатацию водоочистные сооружения, станции очистки сточных вод общей производительностью 4938 тыс. куб. м в сутки.
     Кроме того, проводились работы по созданию автоматизированной системы управления технологическими процессами городского коммунального хозяйства, другие работы.
     В 2003-2004 годах в рамках реализации подпрограммы осуществлялось оказание государственной поддержки в финансировании строительства и реконструкции 240 объектов коммунального хозяйства в 63 субъектах Российской Федерации.  
     В то же время качественного изменения ситуации достигнуть не удалось. Одна из причин этого состоит в низкой эффективности бюджетных расходов на жилищно-коммунальный сектор. В частности, в рамках подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» средства федерального бюджета расходовались на безвозмездное финансирование проектов строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры без четких критериев принятия решений, что не способствовало привлечению в сектор частных инвестиций.
     Основной целью подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» является обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания.
     В связи с поставленной целью в 2002-2005 годах решались следующие основные задачи:
     формирование законодательной и нормативной базы о признании жилых домов непригодными для проживания;
     разработка и утверждение региональных программ, касающихся переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда с обязательным учетом:
     очередности сноса аварийного жилищного фонда в общей доле ветхого и аварийного жилищного фонда;
     привлечения и аккумулирования, в том числе за счет внебюджетных источников, финансовых ресурсов для реализации подпрограммы;
      решения проблем переселения граждан из аварийного жилищного фонда в годы первого этапа в основном за счет финансирования достройки жилья высокой степени готовности.
     В подпрограмме участвовало 65 субъектов Российской Федерации.
     Из всех источников финансирования за 2002-2004 годы освоено 12,02 млрд. руб., из них 2,8 млрд. рублей составляют средства федерального бюджета, 6,5 млрд. Рублей - средства бюджетов субъектов Российской Федерации (включая местные) и 2,7 млрд.руб - внебюджетные источники.
     Из аварийного и ветхого жилищного фонда переселено 27 100 семей. Ликвидировано непригодных для проживания жилых домов общей площадью 630,4 тыс. кв. метров.
     Следует отметить, что реализация подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» не достигла главной цели - крупномасштабного переселения граждан из ветхого и аварийного фонда. Главная причина этого - не были задействованы рыночные инструменты решения задачи, в рамках подпрограммы в первую очередь использовались средства федерального бюджета.
     Необходимость обеспечения комплексного подхода к решению проблем ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и  системной застройки городских территорий явилась основанием начала реализации новой подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». При этом в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» будет продолжена реализация мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа (более 70%).
     Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной                                                                                                                                                                                                                                                                 инфраструктуры» отражает произошедшие изменения в законодательной нормативной базе реформирования жилищно-коммунального комплекса, направлена на повышение эффективности инвестиционных бюджетных расходов в этих секторах экономики и позволит создать реальные финансовые инструменты привлечения частных инвестиций в коммунальный сектор. Подпрограмма соответствует приоритетам Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и призвана служить инструментом их реализации и достижения поставленных целей.


2. Характеристика проблемы

     Одним из приоритетов национальной жилищной политики России является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
     В настоящее время деятельность жилищно-коммунального комплекса России характеризуется низким качеством предоставляемых коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
     Причинами возникновения этих проблем являются:

· высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса и технологическая отсталость многих объектов коммунальной инфраструктуры;

· неэффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, политизированные и непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.
     Высокий уровень износа и технологическая отсталость основных фондов коммунального комплекса связаны с проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в обновлении и модернизации основных фондов, не формировала стимулов к сокращению затрат. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в жилищно-коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению частных инвестиций в жилищный и коммунальный секторы экономики.
     Следствием высокого износа и технологической отсталости основных фондов в коммунальном комплексе является низкое качество коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 60%. В целом по России по состоянию на 01.01.2005 г. физический износ котельных составлял 54,5%, коммунальных сетей водопровода - 65,3%, сетей канализации - 62,5%, тепловых сетей - 62,8%, электрических сетей ? 58,1%, водопроводных насосных станций - 65,08%, канализационных насосных станций - 57,1%, очистных сооружений водопровода - 53,86%, очистных сооружений канализации - 56,2%, трансформаторных подстанций - 56,96%.
     Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры даже минимальным потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к падению надежности объектов коммунальной инфраструктуры.
     Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.
     Вследствие высокого износа основных фондов суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 65-80 млн т условного топлива в год. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют 10-15%. Ветхое состояние теплоэнергетического хозяйства становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период.
     Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения в ряде городов достигают 60% поданной в сеть воды. Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения России питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Более 40% водопроводов с забором из поверхностных водных источников, обеспечивающих 68% потребностей в воде в городах и поселках городского типа и около 65% в сельской местности, не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полноты обеззараживания и очистки воды.
     Загрязнение окружающей среды связано с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 60% перегружены, 38% ? эксплуатируются 25-30 и более лет и требуют срочной реконструкции. Дефицит мощностей канализационных сооружений в настоящее время достигает около 9 млн куб. м в сутки. Как следствие, неочищенные или полуочищенные воды (стоки) сбрасываются в открытые водоемы, что обостряет экологическую обстановку и снижает рекреационную привлекательность водоемов.
     При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к увеличению износа основных фондов.
     Еще одной причиной высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
     Для повышения качества коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
     Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры отвечает стратегическим интересам России и позволит:
     повысить комфортность условий проживания населения на территории Российской Федерации за счет повышения качества предоставляемых коммунальных услуг;
     снизить объемы жилищного фонда, приходящего в ветхое и аварийное состояние;
     снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям;
     повысить рациональное использование водных ресурсов;
     улучшить экологическое состояние территорий.
     Общая потребность в средствах на полное восстановление и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры оценивается в 1,456 трлн руб. Такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет бюджетных вложений и требует создания условий для привлечения частных инвестиций. Поэтому основная система мер в рамках подпрограммы направлена именно на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора экономики.
     Решить проблему повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг, улучшения экологической ситуации в регионах возможно только путем объединения усилий федерального центра, регионов, органов местного самоуправления с привлечением частных инвестиций и заимствований.
     Поэтому одной из основных задач подпрограммы является формирование условий, обеспечивающих вовлечение частных средств, в том числе заемных, в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.
     Применение программного подхода позволяет:
     привлечь к модернизации объектов коммунальной инфраструктуры средства как федерального, так и региональных и местных бюджетов;
     обеспечить использование бюджетных средств в рамках выполнения подпрограммы на реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
     выявить и использовать доступные источники частных финансовых ресурсов для капитальных вложений в объекты коммунальной инфраструктуры;
     стимулировать проведение институциональных преобразований, направленных на снижение рисков инвестирования частных средств в проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, которые позволят повысить доступность привлечения муниципалитетами и организациями коммунального комплекса средств частных инвесторов на цели модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
     разрабатывать и развивать механизмы привлечения частных инвестиций и заемных средств в коммунальный сектор экономики.


3. Основные цели и задачи подпрограммы

     Целью подпрограммы является повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшение экологической ситуации в регионах, создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения частных инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
     В рамках выполнения федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и подпрограммы будут созданы условия, обеспечивающие вовлечение частных, в том числе заемных, средств в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, и на этих условиях реализованы инвестиционные проекты в различных регионах страны. Мероприятия по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в регионах - участниках  подпрограммы приведут к улучшению состояния коммунальной инфраструктуры и, как следствие, к повышению качества предоставляемых коммунальных услуг. Институциональные преобразования, проводимые в рамках подпрограммы, обеспечат сдерживание темпов роста тарифов на коммунальные услуги и привлечение частного капитала в проекты модернизации коммунальной инфраструктуры.

     Подпрограмма основана на следующих базовых принципах:

     проектное финансирование;
     финансирование проектов из разных источников;
     развитие различных форм государственно-частного партнерства с целью привлечения частных средств в качестве источников финансирования модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с использованием бюджетных средств для снижения рисков инвестирования;
     открытый, недискриминационный конкурсный отбор проектов.
     Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи.
     Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. Бюджетные средства, направляемые на реализацию подпрограммы, предназначены для выполнения инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, связанных с реконструкцией уже существующих объектов с высоким уровнем износа, а также строительством новых объектов, направленным на замещение объектов с высоким уровнем износа.
     Повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры. Данная задача не предполагает непосредственного целевого бюджетного финансирования, но ее выполнение будет обеспечено путем формулировки условий, выполнение которых позволит участвовать в конкурсе на получение средств федерального бюджета для реализации инвестиционных проектов. Одним из ключевых направлений для решения данной задачи является совершенствование системы тарифного регулирования организаций коммунального комплекса. Другим важным направлением является привлечение к управлению объектами коммунальной инфраструктуры на конкурсной основе частных компаний и формирование договорных отношений концессионного типа между органом местного самоуправления и организацией коммунального комплекса. Помимо улучшения качества управления и финансового администрирования, привлечение частных управляющих компаний позволит снизить риски частного инвестирования в коммунальную инфраструктуру и снизить инвестиционные потребности сектора за счет оптимизации инвестиционных вложений.
     Привлечение частных инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе развитие механизмов кредитования инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Предусмотрено оказание методического содействия муниципальным образованиям и организациям коммунального комплекса при осуществлении заимствований с целью развития и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
     Программные мероприятия будут реализованы в период с 2006 по 2010 год. Подпрограмма будет реализована в две стадии.
     Первая стадия. Срок реализации - 2006-2007 годы.
     В рамках первой стадии предполагается финансирование из федерального бюджета приоритетных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на условиях их финансирования из других источников, в том числе региональных и местных бюджетов, а также с привлечением средств частных инвесторов. При этом большая часть средств, направляемых на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры в рамках подпрограммы, финансируется за счет бюджетных средств. В результате осуществления указанных мероприятий первой стадии реализации подпрограммы должно быть достигнуто снижение общего износа основных фондов коммунального сектора до 55%, увеличение доли частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры до 20%, увеличение доли частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров - до 15% от общего количества организаций коммунального комплекса.  
     Вторая стадия. Срок реализации - 2008-2010 годы.
     На второй стадии выполнения подпрограммы финансирование из федерального бюджета будет предоставляться только при условии реализации на территории субъекта Российской Федерации в рамках подпрограммы проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в которых 45 и более процентов инвестиционных потребностей финансируются за счет частных инвестиций. В результате осуществления указанных мероприятий второй стадии реализации подпрограммы должно быть достигнуто снижение общего износа основных фондов коммунального сектора до 50%, увеличение доли частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры до 50%, увеличение доли частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров - до 30% от общего количества организаций коммунального комплекса.  
     



4. Перечень программных мероприятий

     
     Реализация подпрограммы включает меры по оказанию государственной поддержки осуществления проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
     Государственные  капитальные вложения за счет средств федерального бюджета будут предусматриваться для реализации инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на условиях финансирования проектов также за счет средств региональных (местных) бюджетов и частных инвестиций.
     В рамках подпрограммы будет осуществляться финансирование проведения мероприятий по завершению строительства, реконструкции или модернизации объектов, которые были начаты ранее при реализации подпрограмм «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» и «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации». Перечень указанных объектов подлежит согласованию Государственным заказчиком подпрограммы с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
     В рамках подпрограммы будут также реализовываться мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа (более 70%).
     Ежегодно Государственный заказчик подпрограммы будет проводить конкурс по отбору регионов Российской Федерации для участия в подпрограмме в целях реализации мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Для участия в конкурсе субъекты Российской Федерации должны будут удовлетворять установленным требованиям в части развития рыночных отношений в жилищно-коммунальном комплексе региона, а также требованиям, предъявляемым к инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
     Средства федерального бюджета для реализации всех проектов на территории субъекта Российской Федерации будут предоставляться при выполнении субъектом Российской Федерации следующих условий по финансированию проектов за счет средств регионального (местных) бюджетов и частных инвесторов (по годам реализации подпрограммы):
     в 2006 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 42%, региональных (местных) бюджетов - не менее 33%, средства частных инвесторов - не менее 25%;
     
     в 2007 году - доля средств федерального бюджета будет составлять до 37%, региональных (местных) бюджетов - не менее 28%, средства частных инвесторов - не менее 35%;
     в 2008 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 31%, региональных (местных) бюджетов - не менее 24%, средства частных инвесторов - не менее 45%;
     в 2009 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 25%, региональных (местных) бюджетов - не менее 20%, средства частных инвесторов - не менее 55%;
     в 2010 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 20%, региональных (местных) бюджетов - не менее 15%, средства частных инвесторов - не менее 65%.
     Средства региональных и местных бюджетов, а также средства частных инвесторов включают привлеченные регионами, муниципалитетами и частными инвесторами заемные средства на реализацию инвестиционных проектов. При этом доля средств регионального (местных) бюджетов может быть снижена за счет увеличения доли средств частных инвесторов.
     Суммарный объем финансирования за счет средств федерального бюджета проектов одного субъекта Российской Федерации не может составлять более 20% общего объема финансирования проектов по данной подпрограмме, запланированного на соответствующий год.
     Средства федерального бюджета направляются на финансирование проектов после заключения Государственным заказчиком соглашения с субъектом Российской Федерации при условии, если в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетов) предусмотрены средства для реализации подпрограммы.
     Право на получение финансирования за счет средств федерального бюджета получат проекты модернизации следующих объектов коммунальной инфраструктуры:
     проекты модернизации сетей и объектов водо-, тепло-, электроснабжения, направленной на снижение аварийности, снижение потерь ресурсов в процессе их производства и транспортировки, повышение срока службы, снижение уровня эксплуатационных расходов, а также модернизации систем водоотведения, направленной на снижение аварийности, эксплуатационных расходов и повышение качества очистки стоков.
     Проекты модернизации коммунальных систем могут включать строительство отдельных новых объектов, в первую очередь связанных с решением экологических задач, в том числе, строительство мусороперерабатывающих заводов.
     Приоритет будет отдаваться модернизации объектов с более высоким уровнем износа.
     Наряду с предоставлением из федерального бюджета государственных капитальных вложений для финансирования инвестиционных проектов, реализация подпрограммы предполагает оказание методической поддержки развития кредитования и привлечения заемных средств в иной форме для реализации инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
     Развитие данной формы финансирования позволит муниципальным образованиям и/или организациям коммунального комплекса привлекать заемные средства на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры на срочной, возвратной и платной основе за счет привлечения средств кредитных организаций и средств с рынка капитала через выпуск облигационных займов.
     Развитие методической базы будет направлено на внедрение технологий анализа и оценки проектов, их кредитования, снижение инвестиционных рисков в коммунальном комплексе, что позволит расширить число кредиторов проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, обладающих необходимыми технологиями, увеличить объемы заимствований муниципалитетов и организаций коммунального комплекса на цели модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, повысить прозрачность коммунального комплекса и обеспечить снижение рисков частных инвестиций.
     План программных мероприятий по реализации подпрограммы представлен в приложении 1.
     
     

5. Ресурсное обеспечение подпрограммы

     
     
     В рамках подпрограммы предусматривается финансирование мер по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет следующих источников:
     средства федерального бюджета;
     средства региональных и местных бюджетов;
     частные инвестиции на модернизацию коммунальной инфраструктуры;
     средства кредитных организаций и иные заемные средства, используемые субъектами Российской Федерации, муниципалитетами и частными инвесторами для финансирования соответствующих инвестиционных проектов.
     Средства федерального бюджета за весь срок реализации подпрограммы составляют 27,445 млрд руб. Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований составляют 21,219 млрд руб., а средства частных инвесторов ? 47,788 млрд руб. Объемы финансирования подпрограммы приведены в приложении 2. Объемы финансирования подпрограммы рассчитаны исходя из необходимости достижения целевых индикаторов программы.
     
     

6. Механизм реализации подпрограммы

     Субъекты Российской Федерации ежегодно в установленном порядке представляют на конкурс, который проводится Государственным заказчиком подпрограммы, предложения по реализации на их территории инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Данная процедура не распространяется на реализацию мероприятий, связанных с переселением граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа (более 70%).
     Отбор предложений субъектов Российской Федерации для участия в мероприятиях подпрограммы по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры производится с учетом их соответствия условиям участия в подпрограмме и оценочным критериям.
     Ряд условий для субъектов Российской Федерации носят квалификационный характер. В случае несоответствия субъекта Российской Федерации этим условиям конкурсное предложение субъекта Российской Федерации к процедуре отбора не допускается. Такими условиями являются:
     отсутствие нецелевого использования субвенций и субсидий федерального бюджета за последние два года;
     отсутствие дотирования организаций жилищно-коммунального комплекса в муниципальном образовании, где реализуется проект модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (начиная с 2007 года; в 2006 году уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением - не менее 90%);
     социальная поддержка граждан при оплате ими жилищно-коммунальных услуг (предоставление льгот и жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг) осуществляется органами социальной защиты, а не административными или хозяйственными структурами жилищно-коммунального комплекса; предоставление жилищных субсидий осуществляется  в виде денежных выплат гражданам - с 2007 года;
     просроченная кредиторская задолженность организаций коммунального комплекса муниципального образования, участвующего в проекте: в 2006 году - не увеличилась по сравнению с предыдущим годом, в последующие годы - уменьшилась на 10% и более (в случае ее наличия);
     величина просроченной кредиторской задолженности организации коммунального комплекса, участвующей в проекте, в расчете на 1 руб. среднегодовой балансовой стоимости основных средств организации не превышает 0,7 руб.
     Другая группа условий участия в подпрограмме является обязательствами субъекта Российской Федерации в решении конкретных задач формирования рыночных отношений в жилищно-коммунальном комплексе. К таким условиям относятся:
     наличие региональной программы, предусматривающей меры по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе по привлечению средств частных инвесторов, с установленными параметрами повышения качества коммунальных услуг в 2006-2007 годах и до 2010 года включительно или письменное обязательство субъекта Российской Федерации по принятию такой программы до 1 июня 2006 года (в этом случае предоставляются основные планируемые параметры такой программы);
     предоставление краткого описания уже реализуемых или планируемых к реализации за счет средств федерального бюджета проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с указанием основных параметров проекта, в том числе примерного общего бюджета проекта, размеров требуемой федеральной поддержки, объемов необходимых средств местных бюджетов и частных инвесторов, объемов и сроков реализации проектов;
     предоставление письменных обязательств субъекта Российской Федерации по финансированию предлагаемых инвестиционных проектов;
     существующие выполненные обязательства по уже реализуемым проектам и подтвержденные намерения частных инвесторов или кредиторов принимать участие в финансировании проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры после анализа бизнес-планов проектов с указанием примерных возможных объемов и условий инвестирования и кредитования.
     При оценке предложений субъектов Российской Федерации для определения субъектов Российской Федерации, получающих поддержку федерального бюджета в рамках данной подпрограммы, будет использоваться интегральный критерий, полученный путем сложения трех индикаторов:
     состояние коммунальной инфраструктуры;
     существующее инвестирование в объекты коммунальной инфраструктуры;
     планируемое инвестирование в объекты коммунальной инфраструктуры.
     Индикатор состояния коммунальной инфраструктуры определяется как число аварий за предыдущий год в организациях коммунального комплекса, участвующих в подпрограмме, к протяженности коммунальных сетей, обслуживаемых данными организациями.
     Индикатор инвестирования в объекты коммунальной инфраструктуры определяется как отношение фактического объема капиталовложений в коммунальный сектор в субъекте Российской Федерации в предыдущий год из всех источников, включая амортизационные отчисления, к среднегодовой балансовой стоимости основных средств коммунального сектора субъекта Российской Федерации.
     Индикатор планируемого инвестирования в объекты коммунальной инфраструктуры определяется как отношение стоимости инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, заявленных в предложении субъекта Российской Федерации, к среднегодовой балансовой стоимости основных средств организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации этих проектов.
     Данный оценочный критерий отражает остроту проблемы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и возможность ее решения с помощью привлечения бюджетных и частных инвестиций.
     Участниками подпрограммы на текущий финансовый год становятся субъекты Российской Федерации, занявшие первые места по оценочному критерию. Число регионов-участников определяется с учетом объемов выделенных бюджетных средств, а также размеров запрашиваемой финансовой поддержки регионами, имеющими наилучшие значения оценочного критерия. Перечень отобранных объектов согласовывается Государственным заказчиком в установленном порядке с Минэкономразвития России.
     Ежеквартально соответствующие субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления, на территории которых реализуются инвестиционные проекты с использованием средств федерального бюджета, реализуемые в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», представляют Государственному заказчику отчет об использовании средств федерального бюджета и реализации инвестиционных проектов.
     Порядок отбора субъектов Российской Федерации и проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, предоставления и расходования средств федерального бюджета на реализацию данных проектов в рамках подпрограммы утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.
     Порядок финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа (более 70%), устанавливается Правительством Российской Федерации.
     Государственный заказчик подпрограммы осуществляет:
     общее руководство и управление реализацией подпрограммы;
     отбор проектов и субъектов Российской Федерации, в которых будут реализовываться проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, удовлетворяющие условиям и критериям отбора инвестиционных проектов, на условиях финансирования со стороны федерального бюджета;
     координацию и контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и юридических лиц по реализации подпрограммы в части исполнения ими положений подпрограммы.
     Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления осуществляют подготовку проектов для предоставления их на финансирование в рамках подпрограммы.
     

7. Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы

     
     Эффективность реализации подпрограммы и использования выделенных на нее средств федерального бюджета обеспечивается за счет:
     исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
     прозрачности прохождения средств федерального бюджета;
     привлечения средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
     привлечения частного капитала в проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
     создание эффективных механизмов оценки и управления инвестиционными рисками в проектах модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
     Оценка эффективности реализации подпрограммы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
     снижение общего износа основных фондов коммунального сектора;
     доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры;
     доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры, от общего количества всех организаций коммунального комплекса.
     Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить в 2010 году:
     снижение уровня общего износа основных фондов коммунального сектора с 60% в 2004 году до 50%;
     рост доли частных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры с 12% в 2004 году до 50%;
     повышение качества и надежности коммунальных услуг;
     улучшение экологической ситуации в регионах и муниципальных образованиях;
     создание устойчивой институциональной основы для участия частного сектора в финансировании инвестиционных проектов и участия в управлении объектами коммунальной инфраструктуры.
     Ожидаемые результаты реализации подпрограммы представлены в приложении 3.

Приложение 1
к подпрограмме «Модернизация объектов,
коммунальной инфраструктуры», входящей в состав
Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы

ПЕРЕЧЕНЬ
основных мероприятий по реализации подпрограммы


Содержание

Срок
исполнения

Ответственные
Исполнители

1. Разработка порядка отбора субъектов Российской Федерации и проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, предоставления и расходования средств федерального бюджета на реализацию проектов в рамках подпрограммы

2005

Минрегион России,
Минэкономразвития России,
Минфин России,
Росстрой

2. Разработка порядка финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа (более 70%)

2006

Минрегион России,
Минэкономразвития России,
Росстрой

3. Отбор субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме и проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры

Ежегодно


Росстрой,
Минэкономразвития России

4. Финансирование  мероприятий  по завершению строительства, реконструкции или модернизации объектов,  которые были начаты ранее в рамках  реализации подпрограмм «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» и «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации»

 2006

Росстрой,
Минэкономразвития России

5. Заключение концессионных соглашений и бюджетное финансирование приоритетных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры

Ежегодно

Росстрой,
органы местного самоуправления, организации коммунального комплекса

6. Методическое обеспечение оценки инвестиционных проектов в коммунальной сфере и их реализации на принципах государственно-частного партнерства

2006-2007

Росстрой,
Минэкономразвития России,
Минфин России

7. Выполнение инвестиционных проектов, реализуемых с использованием средств федерального бюджета

2006-2010

Органы местного самоуправления, организации коммунального комплекса

8. Мониторинг инвестиционных проектов, реализуемых с использованием средств федерального бюджета

2006-2010

Росстрой

9. Оценка выполнения инвестиционных проектов, реализуемых с использованием средств федерального бюджета

2007-2010

Росстрой

10. Мониторинг реализации подпрограммы

Ежегодно

Росстрой

11. Оценка выполнения подпрограммы

2008,
2010

Правительство Российской Федерации

Приложение 2
к подпрограмме «Модернизация объектов
коммунальной инфраструктуры»,
входящей в состав Федеральной целевой программы
«Жилище» на 2002-2010 годы


Объемы финансирования подпрограммы «Модернизация объектов
коммунальной инфраструктуры» в 2006-2010 годах

(млн руб., в ценах соответствующих лет)


Источники и направления финансирования

2006-2010, всего

В том числе

  

2006

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

Средства федерального бюджета

27 444,9

4 775,3

5 320,3

5 783,1

5 783,1

5 783,1

Из них:


 


 


 


 


 


 

государственные капитальные вложения,
в том числе:

27 444,9

4 775,3

5 320,3

5 783,1

5 783,1

5 783,1

на переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа (более 70%)

5820,0

1000,0

1110,0

1210,0

1250,0

1250,0

Средства региональных и местных бюджетов

21 219,2

3 752,0

4 026,2

4 477,2

4 626,5

4 337,3

Средства частных инвесторов

47 788,0

2 842,5

5 032,7

8 394,9

12 722,8

18 795,1

Итого финансирование по подпрограмме

96 452,1

11 369,8

14 379,2

18 655,2

23 132,4

28 915,5

    

    
    
    
    
    
    
    
    
    
Приложение 3
к подпрограмме «Модернизация объектов
коммунальной инфраструктуры», входящей в состав
Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы

    
Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности федеральной целевой подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»


п\п

Индикаторы

Ед. измерения

Факт
на 2004 г.

Целевое значение на

    

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1

· уровень износа коммунальной инфраструктуры

%

60

59

57

55

53

51

50

2

· доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры

%

12

14

17

20

30

40

50

3

· доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, от общего количества всех организаций коммунального комплекса

%

0

2

6

10

17

23

30




© Федеральное агентство по культуре и кинематографии

ЗАО "Информационная компания "Кодекс" - разработка, информационная и техническая поддержка
E-mail: pcpi@kodeks.ru

Сервер работает под управлением "Кодекс : Корпоративная Информационная Веб-Система"
Яндекс цитированияRambler's Top100